Бухгалтерский учет у лизингодателя
При заключении договора лизинга возможны разные схемы отражения объекта лизинговых операций в бухгалтерском учете. Объект операций по условиям договора может быть передан на баланс лизингополучателя или может числиться на балансе лизингодателя. Разные подходы к составлению договора и определению условий учета позволяют изменять порядок бухгалтерских записей.
Для начала рассмотрим порядок отражения операций по договору при условии, что объект лизинга учитывается на балансе лизингодателя.
Рассмотрим порядок отражения лизинговых операций при учете лизингового имущества на балансе лизингодателя.
Покупка лизингового имущества. Приобретая имущество, которое будет передано в лизинг, лизингодатель формирует в бухгалтерском учете его первоначальную стоимость в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.
В первоначальной стоимости объекта, приобретенного за плату, согласно п. 8 ПБУ 6/01 признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
1) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
2) суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
3) суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
4) регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
5) таможенные пошлины;
6) невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
7) вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
8) иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, в частности начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.
Говоря о процентах по заемным средствам, следует обратить внимание на следующее. Согласно п. 30 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01) (утв. Приказом Минфина России от 02.08.2001 г. N 60н) затраты по заемным средствам включаются в стоимость инвестиционного актива до 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету.
Отметим расхождение между нормами, приведенными в разных ПБУ. В соответствии с ПБУ 6/01 проценты включаются в стоимость активов до момента их принятия на учет. Этот момент может приходиться и на середину месяца. ПБУ 15/01 предполагает включение затрат по займам в стоимость актива за весь месяц, в котором он принят на учет, независимо от того, в какой день месяца оприходован актив. Чем руководствоваться в такой ситуации? Следует применять нормы ПБУ 15/01. Во-первых, приведенный в нем метод расчета процентов проще - проценты можно считать в целом за месяц, а не высчитывать их по дням. Во-вторых, хотя ПБУ 6/01 и ПБУ 15/01 утверждены приказами Минфина России, ПБУ 15/01 появились позже, а значит, имеет приоритет.
ПБУ 15/01 предусмотрена ситуация, когда, например, организация получила заемные средства на пополнение оборотных средств, но фактически они были использованы на приобретение инвестиционного актива. В этом случае проценты за пользование заемными средствами также включаются в стоимость актива, но учитываются не проценты, начисленные заимодавцем или кредитором, а затраты, рассчитанные по средневзвешенной ставке (п. 29 ПБУ 15/01). Остальная сумма процентов относится на операционные расходы.
Величина средневзвешенной ставки определяется по сумме всех займов и кредитов, остающихся непогашенными в течение отчетного периода.
При расчете средневзвешенной ставки из всей суммы непогашенных займов и кредитов исключаются суммы, полученные специально для финансирования инвестиционного актива.
Рассмотрим порядок расчета затрат по займам и кредитам, включаемым в стоимость инвестиционного актива.
Для начала рассмотрим порядок отражения операций по договору при условии, что объект лизинга учитывается на балансе лизингодателя.
Рассмотрим порядок отражения лизинговых операций при учете лизингового имущества на балансе лизингодателя.
Покупка лизингового имущества. Приобретая имущество, которое будет передано в лизинг, лизингодатель формирует в бухгалтерском учете его первоначальную стоимость в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.
В первоначальной стоимости объекта, приобретенного за плату, согласно п. 8 ПБУ 6/01 признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
1) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
2) суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
3) суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
4) регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
5) таможенные пошлины;
6) невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
7) вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
8) иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, в частности начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.
Говоря о процентах по заемным средствам, следует обратить внимание на следующее. Согласно п. 30 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01) (утв. Приказом Минфина России от 02.08.2001 г. N 60н) затраты по заемным средствам включаются в стоимость инвестиционного актива до 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету.
Отметим расхождение между нормами, приведенными в разных ПБУ. В соответствии с ПБУ 6/01 проценты включаются в стоимость активов до момента их принятия на учет. Этот момент может приходиться и на середину месяца. ПБУ 15/01 предполагает включение затрат по займам в стоимость актива за весь месяц, в котором он принят на учет, независимо от того, в какой день месяца оприходован актив. Чем руководствоваться в такой ситуации? Следует применять нормы ПБУ 15/01. Во-первых, приведенный в нем метод расчета процентов проще - проценты можно считать в целом за месяц, а не высчитывать их по дням. Во-вторых, хотя ПБУ 6/01 и ПБУ 15/01 утверждены приказами Минфина России, ПБУ 15/01 появились позже, а значит, имеет приоритет.
ПБУ 15/01 предусмотрена ситуация, когда, например, организация получила заемные средства на пополнение оборотных средств, но фактически они были использованы на приобретение инвестиционного актива. В этом случае проценты за пользование заемными средствами также включаются в стоимость актива, но учитываются не проценты, начисленные заимодавцем или кредитором, а затраты, рассчитанные по средневзвешенной ставке (п. 29 ПБУ 15/01). Остальная сумма процентов относится на операционные расходы.
Величина средневзвешенной ставки определяется по сумме всех займов и кредитов, остающихся непогашенными в течение отчетного периода.
При расчете средневзвешенной ставки из всей суммы непогашенных займов и кредитов исключаются суммы, полученные специально для финансирования инвестиционного актива.
Рассмотрим порядок расчета затрат по займам и кредитам, включаемым в стоимость инвестиционного актива.