НДС увеличивает стоимость большинства сделок. Лизинг не является исключением. Порядок исчисления и уплаты НДС регулируется гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. При осуществлении лизинговых сделок НДС облагаются:

1) приобретение основных средств, являющихся предметом лизинга;
2) лизинговые платежи.

Наиболее распространенной практикой является учет имущества, передаваемого в лизинг, на балансе лизингодателя. В соответствии со ст. 171 и 172 НК РФ НДС, уплачиваемый лизингодателем при приобретении имущества у поставщика, в полной сумме возмещается из бюджета при выполнении следующих условий:

1) имущество используется в деятельности, облагаемой НДС;
2) имущество принято к учету;
3) получен счет-фактура с выделенной отдельной строкой суммой НДС;
4) есть документы, подтверждающие оплату сумм НДС.

Наиболее "скользким" здесь является требование о постановке на учет купленного имущества.

Как показывает уже сложившаяся правоприменительная практика, под "принятием на учет" понимается принятие к бухгалтерскому учету и отражение приобретенных ресурсов на счетах бухгалтерского учета. Основанием для принятия к бухгалтерскому учету приобретенного имущества являются первичные учетные документы типовых унифицированных форм, необходимость применения которых установлена ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2002 г. N А56-4188/02 указано, что вычет сумм "входного" НДС по приобретенным основным средствам возможен только после отражения их в качестве объектов основных средств по Дебету счета 01 "Основные средства" (по лизинговому имуществу - счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности"). Поскольку в НК РФ не определено понятие "принятие на учет", то его необходимо понимать в том значении, в котором оно используется в бухгалтерском учете. Кроме того, в своем постановлении суд сослался на требования Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 г. N 26н). В нем предусмотрено, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. В первоначальную стоимость основных средств включаются затраты по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию. Из этого суд сделал вывод, что до формирования первоначальной стоимости, складывающейся в том числе за счет расходов по монтажу и вводу в эксплуатацию, основные средства не могут быть приняты к учету. Принятие основных средств к учету означает отражение их первоначальной стоимости на счете 01 "Основные средства". К аналогичному выводу пришел ФАС Северо-Западного округа (см. постановления от 14.05.2002 г. N А05-12219/01-668/12 и от 27.05.2002 г. N А56-1168/02).

Вместе с тем "принятие на учет" - это юридический факт в отличие от действий по "оприходованию". Юридический факт - это юридический переход права собственности в соответствии с условиями договора, "оприходование" ценностей - физическое принятие ценностей материально ответственным лицом в месте их хранения. Это важно, когда лизинговое имущество от поставщика поступает сразу лизингополучателю. Фактически лизингодатель имущество не приходует, однако он ставит его на учет, что и является одним из условий возмещения НДС.